ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

"Детская электронная газета"Сорока-Белобока"

Презентация педагогического проекта. Начало.
Образовательный проект -начало.pptx
Презентация Microsoft Power Point 5.1 MB
Презентация педагогического проекта. Продолжение.
Образовательный проект - продолжение.ppt
Презентация Microsoft Power Point 7.6 MB

ДЕТСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА КАК ФОРМА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СТАТЬЯ Гуренкова Е.А. МАОУ СОШ № 40 г. Т
Microsoft Word документ 35.5 KB

Участник конкурса сайтов "Позитивный контент"

Сайт газеты находится в "БЕЛОМ СПИСКЕ" и рекомендован для использования детьми, подростками, молодёжью!!!

http://soroka-beloboka-2.jimdo.com


e-mail: soroka-belobocka@yandex.ru

 

 

 

 

               II место

во Всероссийском конкурсе

ученических сайтов и блогов!!!

Сайт детской электронной газеты «Сорока-белобока»

http:// soroka-beloboka-2.jimdo.com

Руководитель детского объединения юных журналистов и дизайнеров - Гуренкова Елена Алексеевна, учитель информатики и ИКТ МАОУ СОШ № 40 г. Томска.

 

Цель создания сайта: Создание условий для формирования и развития ИКТ - компетенций  и универсальных учебных действий младших школьников.

Задачи:

  • Расширить границы  урока посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников;
  • Создать ситуацию успеха, мотивирующую школьников к активной самостоятельной образовательной деятельности;
  • Способствовать формированию информационной  культуры младших школьников;
  • Развивать познавательную активность детей;
  • Развивать навыки работы с текстом: осмысленное чтение, выбор необходимой информации, умение лаконично передать информацию;
  • Развивать навыки уверенного пользователя ПК (создание текстов, рисунков, презентаций, в том числе анимированных и со звуковым оформлением, коллажей, буклетов, открыток и др.);
  • Развивать навыки работы с компьютером, сканером, фотоаппаратом;  
  • Формировать и развивать навыки общения и поиска информации в сети Интернет.

 

Перспективы развития сайта:

  • Расширение диапазона страниц сайта по инициативе школьников;
  • Создание дистанционной информационно-образовательной среды на основе сайта.

 

Особенности структуры сайта детской электронной газеты «Сорока-Белобока»:

  • Наличие разнообразных страниц, рассказывающих об истории газеты, её создателях, успехах читателей и юных журналистов, новостях, происходящих в школе;
  • Возможность прочитать любой номер газеты, созданный младшими школьниками;
  • Наличие «Гостевой книги», позволяет иметь обратную связь с читателями газеты;
  • Наличие страницы «Напиши нам», облегчает возможность создания электронного письма к авторам газеты и возможность прислать материал в газету юным журналистом (что и происходит регулярно);
  • Наличие самостоятельного адреса электронной почты газеты позволяет детям вести переписку с авторами газеты и присылать материал в газету;
  • Наличие «Архива» позволило сохранить весь материал первого сайта газеты (заблокированного по независящим от создателей техническим причинам);
  • Страницы  «Наши конкурсы» и «Наши поздравления» - создают ситуацию успеха школьникам, позволяя им  бесплатно участвовать в образовательных конкурсах;
  • Гиперссылки помогают быстро найти информацию,  дополняющую основное содержание текста на странице;
  • В «Галерее» представлены фотодокументы деятельности детей, которая значима для каждого из них.

 

Главная особенность газеты: газета полностью создаётся детьми! Школьники сами  набирают текст, сами придумывают название рубрик, самостоятельно занимаются поиском информации, сами делают необходимые фотографии, и рисунки,  сканируя или форматируя их при необходимости. Идея проведения конкурсов тоже принадлежит школьникам.

Учителю отведена роль оператора сайта, роль поверяющего грамматику текстов и консультанта при затруднениях во время работы на компьютере и сканере, роль посредника с членами жюри (учениками 5-6 классов, которые самостоятельно проводят процедуру оценивания представленных на конкурсы работ), разработчика положений о конкурсах, объявленных в газете (при том все пункты положения изначально обговариваются с детьми – инициаторами конкурса).

 

 

Сфера реализации предлагаемого в проекте нововведения: организация образовательного процесса обучающихся 1-5 классов.

 

База выполнения проекта: группа обучающихся 1-5 классов МАОУ СОШ № 40 г. Томска в количестве от 60 человек – в перспективе неограниченное количество участников  (в зависимости от желания обучающихся участвовать в создании детской электронной газеты).

Актуальность данной проектной деятельности складывается из нескольких составляющих:

1. Актуальность обусловлена требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися  основной образовательной программы, состоящим из  личностных, предметных и метапредметных  результатов, в том числе (как обязательная составляющая результатов)  -   ИКТ – компетентность.

Развитие ИКТ - компетентности  в полном объёме возможно при наличии условий:

- если в рамках образовательного процесса и самостоятельной работы ученикам обеспечен доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий (а в школе созданы такие условия: имеется 3 учебных оборудованных компьютерных класса с выходом в Интернет и необходимой оргтехникой: принтер, сканер, ксерокс);

- если созданы мотивационные условия для творческой деятельности детей, позволяющие в природосообразной возрастным особенностям ребёнка форме организовать совместную  деятельность по созданию интересного продукта этой организованной деятельности в рамках приобретения ИКТ – компетентности (таким мотивационным условием является детская электронная газета);

В процессе реализации проекта учащиеся овладевают  навыками виртуального общения,  самостоятельного поиска  и  обработки необходимой информации.

2. Потребность в реализации проекта усиливается ещё и следующими обстоятельствами:

- необходимостью формирования универсальных учебных действий обучающихся в процессе образовательного процесса;

- недооценкой  возможностей внеучебной деятельности обучающихся;

- слабой заинтересованностью родителей во взаимоотношении со школой.

Метод проектной деятельности позволит реализовать принципы  личностно-ориентированного подхода, что обеспечит каждому учащемуся возможность проявить свои индивидуальные способности.  Совместное  участие  педагогов,  учащихся   и их   родителей в создании  социально – значимого продукта гарантирует ситуацию успеха для каждого ребенка и будет способствовать формированию положительных детско-родительских отношений, развитию родительского интереса к школьным успехам детей. 

3. Огромные потоки информации, которые получает современный ребенок благодаря  Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино  далеко не всегда позитивно влияют на его развитие и социализацию.  Воспитательное и воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко   является доминирующим в процессе воспитания и социализации  ребенка. Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы.  В настоящее время фактически отсутствуют формы совместной  социально  значимой  деятельности  между  взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью как это было еще несколько десятилетий назад.  Растущий ребенок не включается в   посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства.  Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их  социализацию, нарушает процессы их взросления. Происходит девальвация традиционных ценностей, меняется отношение ребенка к  окружающему миру, к другим  людям, к самому  себе.  На первый план выходит  переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни должен  моделировать  пространство  культуры с абсолютным приоритетом устойчивых,  традиционных нравственных начал.   Задача учителя через уклад школьной жизни  ввести  ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Нравственные  примеры, которые ребенок видит в школьной жизни,  могут активно противодействовать тем  примерам  циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское еще не окрепшее сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники  информации. 

Основная идея создания сайта детской электронной газеты – воспитание базовых ценностных ориентаций для духовно-нравственного развития обучающихся.  

       Таким образом, актуальность организации проектной деятельности  обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей,  которые предполагают формирование у них  ценностно-смысловых ориентаций,  жизненных компетенций,    привитие  здорового образа жизни.  Реализация  данного проекта предполагает интеграцию учебной и внеучебной деятельности,  использование дистанционных  форм работы с детьми, тесное сотрудничество с родителями  и окружающим социумом. Это позволит создать оптимальные условия для развития у детей познавательной активности,  ответственности, навыков взаимодействия и сотрудничества.  В процессе работы над проектом школьники научатся понимать и осваивать новую информацию, быть активными и способными выражать свои мысли,  уметь самостоятельно принимать решения и помогать друг другу, научатся работать на компьютере, пользоваться электронной почтой и электронными учебниками, участвовать в дистанционных конкурсах.

 

Идея проекта

Развитие ИКТ - компетентностей и универсальных учебных действий обучающихся посредством вовлечения детей в реализацию коллективного проекта «Детская электронная газета «Сорока-Белобока».

Участие в проекте позволяет обучающимся не только получать знания, необходимые для совершенствования ИКТ – компетенций, но и способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов образования, поскольку создание детской газеты помимо приобретения первоначальных представлений о компьютерной грамотности предполагает:

- понимать и осваивать новое;

- быть открытыми и способными выражать собственные мысли;

- позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, осознавать значимость чтения для личного развития, формировать потребность в систематическом чтении;

- формировать представления о мире, истории, культуре, добре и зле, нравственности, толерантности;

- формировать уважительное отношение к родному краю, родной стране, семье, культуре, природе;

- осознавать целостность окружающего мира;

- уметь принимать решения и помогать друг другу;

- формулировать интересы и осознавать возможности,

 

Цель: развитие универсальных учебных действий и ИКТ  и IT -компетенций у  обучающихся 2-5 классов  в процессе создания  детской электронной газеты и сайта газеты.

 

Задачи:

•        повысить уровень информационно-коммуникационной, познавательной, творческой и социальной компетенций обучающихся; 

•        развивать навыки общения и делового сотрудничества  учащихся в процессе совместной творческой деятельности;

•        развивать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;

•        формировать осознанность значимости чтения для личностного развития,  развивать  потребность в систематическом чтении;

•        воспитывать уважительное отношение к родному краю, родной стране, семье, культуре, природе;

•        повысить уровень заинтересованности родителей успехами собственного ребёнка;

•        гуманизировать педагогический процесс и детско-родительские отношения.  

 

 Участники проекта:

1. Гуренкова Елена Алексеевна,  учитель ИКТ  МАОУ СОШ № 40,   руководитель проекта. 

2. Кочнева Татьяна Ивановна  педагог-психолог  МОУ СОШ № 37 г. Таганрога – социальный партнер.

3.  Обучающиеся  МАОУ СОШ № 40  (1-5 классы)  - исполнители проекта. 

4. Обучающиеся  МОУ СОШ № 37 г. Таганрога – социальные партнеры. 

5.  Родители учащихся – социальные партнеры.

 

Этапы реализации проекта

 

Мероприятия

Исполнители

Организационный этап    сентябрь 2010 -2011 учебного  года.

1

Разработка и обсуждение концепции проекта с директором и администратором школьного сайта.

Гуренкова Е.А.

2        

Организационно-информационный

сбор учащихся. 

Гуренкова Е.А.

3

 

Первичная диагностика мотивации детей к участию в проекте.

Карпухина Т.Г.

Гуренкова Е.А.

        Организационно-практический этап     Сентябрь-октябрь 2010 -2011 учебного  года.

1

Обсуждение с обучающимися содержания детской газеты.  

Гуренкова Е.А.

2

Создание первого номера детской электронной газеты.

Обучающиеся 5 классов

3

Организация рекламной компании.

Обучающиеся 5 классов

        Этап реализации проекта      Октябрь 2010 года – май 2014 учебного года.

1

Реализация программы проектной деятельности.

Обучающиеся 2-5 классов, социальные партнёры под руководством

Гуренковой Е.А.

2

Ежегодный анализ динамики участия обучающихся в проекте.

Гуренкова Е.А.

Карпухина Т.Г.

3

Ежегодная рефлексия  результатов работы.        

Гуренкова Е.А.

Обучающиеся 2-5 классов.

4

Ежегодная корректировка проекта с учётом полученных результатов.

Гуренкова Е.А.

Аналитический этап     Июнь 2013 - 2014 учебного года.

 

Итоговый аналитический отчёт о результатах проектной деятельности

Гуренкова Е.А.

 

ЭТАП ПОСТОЯННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ с сентября 2014 года.

Алгоритм плана деятельности по созданию очередного номера газеты

 

 

Содержание деятельности

Задачи

Творческие задания     

Анализ

1

Обсуждение с обучающимися содержания очередного номера  газеты,  в том числе особой тематической направленности содержания (например, праздничного номера)     

Развивать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

Формировать осознанность значимости чтения для личностного развития,  развивать  потребность в систематическом чтении.

Развивать личностные, коммуникативные и логические УУД.         

- выбор рубрик;

- краткий анонс рубрик;

- поиск необходимой информации: найти необходимые источники информации для оригинального оформления материала статьи, в том числе используя возможности интервью           

1.Соответствие анонсов  содержанию рубрик;

2.Анализ  источников информации;

3.Соответствие

материала возрастным особенностям читателей и создателей газеты;

4.Читательская востребован

ность найденной информации.

 

 

2

Анализ выбора дизайнерского решения.

 

Развивать дизайнерские навыки, креативность, оригинальность

- дизайнерское решение праздничной рубрики.

Анализ выполненной работы

3

Подбор иллюстраций и фотографий;

Развивать умение выбора иллюстративного ряда  в соответствии с содержанием текста

                  

 

 

Развивать предметные УУД        

        

Найти интересное иллюстративное сопровождение к текстовому документу;

 

Воспользоваться сканером, выполнить форматирование сканирован-

ных иллюстраций

Соответствие иллюстративно

го ряда текстовому содержанию.

 

 

Соответствие формата отсканирован

ной иллюстрации оговорённым

правилам.

4

выполнение рисунков с использованием возможностей различных графических редакторов;

Развивать навыки уверенного пользователя ПК.

Развивать предметные и личностные УУД                  

Выполнить рисунки в графическом редакторе

Качество (эстетичность, аккуратность, соответствие замыслу, оригинальность)

рисунка.

5

создание текстовых документов на компьютере

Развивать навыки уверенного пользователя ПК.

 

Развивать предметные УУД        

Создать текстовый документ с учётом  оговорённых правил к оформлению газеты       

Анализ соответствия текстового документа общепринятым правилам.

6

Создание макета газеты

Формировать  умение работать с информацией:

поиск, анализ, сравнение,

систематизация, выбор, выводы.

Развивать логические и регулятивные УУД

Выбор оптимального  варианта макета

Анализ содержания и внешнего оформления газеты

 

Пример: Создание 13 номера газеты, посвящённого Дню Победы

 

 

Содержание деятельности

Задачи

Творческие задания     

Анализ

1

Обсуждение с обучающимися содержания праздничного номера газеты

1.Погрузить детей в тематику газеты

2.Организовать Коллективное планирование содержания        

1.«Мозговой штурм» - сформулировать свои предложения о содержании и оформлении праздничного номера газеты;

2.Объявить одноклассникам

о возможности принять участие в создании газеты, рассказать о содержании

Анализ активности обучающихся в создании праздничного номера газеты

2

Создание

авторских графических рисунков по теме газеты

Закрепить навык работы в графических редакторах и выполнения рисунка  в текстовом редакторе Word

Выполнение авторских графических работ

Анализ работы на соответствие заданной теме;

Качество (эстетичность, аккуратность, соответствие замыслу, оригинальность) рисунка.

3

Конкурсный отбор авторских работ на тему «Война в судьбе моей семьи»

Учить объективно анализировать прочитанный текст в соответствии с объявленной тематикой

Сформулировать критерии выбора работы

Обоснование сделанного выбора

4

Выбор авторской графической работы для заставки

Учить объективно оценивать представленные работы с учётом предъявляемых критериев

Сформулировать критерии выбора работы

Обоснование сделанного выбора

5

Форматирование текстов

Закрепить навыки форматирования текстовых документов

Подготовка текста к публикации

Анализ соответствия выполненной работы эталону

6

Форматирование графических работ

Закрепить навыки форматирования графических работ

Подготовка графических работ к публикации

Анализ соответствия выполненной работы эталону

7

Подбор (при необходимости фотографирование авторов рубрик) и форматирование фотографий для сопровождения анонсов в оглавлении газеты

Закрепить навыки фотографии, переноса цифровых фото в компьютер и форматирования фотографий

Подготовка фото для публикации

Анализ готовых работ на соответствие оговорённым форматам и правилам

8

Формулирование анонсов в оглавлении газеты

Учить детей лаконично и точно выражать главную мысль содержания

Разработка анонсов

Соответствие анонсов  содержанию рубрик;

 

9

Создание макета газеты

1.Учить детей           грамотно расставлять приоритеты в выборе информации для размещения в газете, опираясь на личный читательский интерес

Предложить и обосновать свой вариант макета газеты

1.Соответствие порядка рубрик главной теме газеты с учётом читательского интереса, опираясь на личный опыт

2.Выбор

оптимального варианта представления авторских графических работ

 

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

1.      Положительная динамика участия обучающихся в создании электронной газеты;

2.      Стабильность выпуска очередного номера газеты:

•        Первый год - не реже 1 раза в месяц;

•        Второй год – не реже 3 раз в течение 2 месяцев;

•        Третий и четвёртый годы – не реже 2 раз в месяц;

3.      Повышение уровня развития ИКТ - компетенций и образовательной инициативы   у 100% обучающихся, участвующих в эксперименте;

4.      Повышение уровня заинтересованности родителей в успешности ребёнка и степени участия родителей в совместной творческой деятельности (с учётом наличия в семье персонального компьютера и возможности выхода в Интернет)

Материальное обеспечение проекта:

Для реализации проекта имеется необходимая материально – техническая база:

  • ·        Компьютерный класс, оснащённый современной мультимедийной техникой (12 ПК с наушниками и микрофонами, проектор, интерактивная доска, сканер, принтер, ксерокс, выход в Интернет).
  • ·        Школьная библиотека с читальным залом и книгохранилищем
  • ·        Возможность использования комплексной образовательной программы «Школьный Университет» (электронные учебники «Азбука офиса», «Юный дизайнер», «Лаборатория компьютерных игр», «Основы сайтостроения» - НОУ «ОМУ», г. Томск.

Механизм реализации проекта:

Механизм реализации проекта в целом заключается в организации учителем  ИКТ при содействии родительского актива и социальных партнеров открытой образовательной среды, способствующей активному участию учеников 2-5 классов в проектной деятельности с использованием ИКТ  - компетентностей по созданию детской электронной газеты.  

История воплощения идеи:

         Изначально идея создания детской электронной газеты была обсуждена с обучающимися 5 классов, посещающих кружок «Мир информатики» (руководитель - Гуренкова Е.А.). Идея увлекла пятиклассников, и они с энтузиазмом принялись готовить первый номер электронной газеты.  Директор школьного сайта Шипуля Л.А. поддержала инициативу педагога Гуренковой Е.А. и обучающихся пятых классов, и было решено разместить детскую электронную газету на сайте школы http://school-40.tomsk.ru в разделе Для вас, ребята.

С сентября до мая было выпущено 13 номеров газеты. Уникальность газеты заключается в полной самостоятельности детей:

- выбор рубрики;

- поиск необходимой информации;

- подбор иллюстраций и фотографий;

- выполнение рисунков с использованием возможностей различных графических редакторов;

- желание овладеть основами компьютерной грамотности и компьютерного дизайна для участия в создании газеты (в том числе с использованием образовательного потенциала комплексной образовательной программы «Школьный Университет»);

- приобретение навыков интервьюирования и написания статьи;

- комплектование содержания каждого номера газеты;

- контроль за периодичностью выпуска очередного номера газеты;

- реклама продукта совместной деятельности среди одноклассников, сверстников, родителей;

Педагогу в проекте была отведена роль консультативно-организационного сопровождения деятельности детей (в том числе в качестве руководителя кружка «Мир информатики для обучения желающих овладеть основами компьютерной грамотности)  и посредника с администратором сайта.

Анализ первых шести номеров газеты позволил выявить проблемы:

- Дизайн не отвечал общепринятым правилам оформления газеты;

- Отсутствовала обратная связь с читателями, а это не устраивало команду газеты;

- Отсутствовали внешние партнёры.

         Для решения выявленных проблем  ребята предложили создать персональный сайт и электронный почтовый адрес газеты.  В январе 2011г. сайт газеты был создан.

http://soroka-beloboka.jimdo.com

e-mail: soroka-belobocka@yandex.ru

В результате был разработан единый стиль оформления страниц сайта, ребята стали более профессионально подходить к использованию шрифта в газете и общему дизайну газеты.  На сайте оформлены страницы:

главная, поздравления, срочные объявления и конкурсы, наши партнёры, галерея, гостевая книга, напиши нам, все номера газеты, скачай классные картинки.

У команды газеты появились первые внешние партнёры – ученики города Таганрога.

С помощью гостевой страницы сайта была налажена обратная связь с читателями газеты – в гостевой книге систематически появляются комментарии читателей – это подтверждение общественного признания деятельности детей  и одновременно ситуация успеха, мотивирующая обучающихся к дальнейшей активной творческой деятельности.

Прогноз возможных негативных последствий

•        Низкая мотивация обучающихся к участию в создании электронной газеты;

•        Отсутствие помощи со стороны взрослых в поиске путей самовыражения детей через участие в создании электронной газеты;

Способы коррекции

•        Создание условий для достижения учениками ситуации успеха и общественного признания их работы;

•        Мобилизация творческого потенциала классных руководителей и родителей на помощь обучающимся в поиске путей самовыражения детей через участие в создании электронной газеты;

Форма представления результатов проектной деятельности для массовой практики:

Действующий сайт детской электронной газеты.

Публикации статей  в СМИ,  сборниках ТОИПКРО, печатных педагогических изданиях России.